Кому поможет гистероскопия?

Коваленко Юлия
15 февраля 2020
Кому поможет гистероскопия?

Иногда женщину могут волновать вопросы, почему она не может забеременеть. Или необходимо узнать, нет ли в матке опухоли либо воспаления. Тогда на проблему можно «посмотреть изнутри» — с помощью гистероскопии. О методе изучения внутренней поверхности матки говорим с врачом «Клиника Эксперт» Иркутск Радмилой Борисовной Прохоренко.

— Радмила Борисовна, что такое гистероскопия?

— «Hystera» на греческом означает «матка», «scopeo» — «рассматривать». Это метод малоинвазивного обследования внутренней поверхности матки при помощи оптических систем. В полость матки через цервикальный канал вводится гистероскоп (прибор, оснащённый светодиодом и миниатюрной видеокамерой). Он помогает оценить состояние полости матки и выявить внутриматочную патологию.

— То есть получается, что это диагностический метод? Или с его помощью можно и лечить?

— Гистероскопия сочетает и то, и другое. Как метод диагностики она позволяет выявлять патологию полости матки, которую можно устранить сразу во время процедуры.

— Когда нужно проводить гистероскопию?

— В случаях, если необходимо выявить любую маточную патологию: аномалии развития матки, синехии (сращения), перегородки в полости матки, полипы, субмукозную миому матки, эндометриоз, гиперплазию и рак эндометрия. Выполняют её и тогда, когда необходимо удалить инородное тело (внутриматочный контрацептив, лигатуры).

— Можно ли сочетать гистероскопию с другими способами лечения — например, с лапароскопией?

— Да, можно комбинировать эти два метода, если необходимо одновременно провести операцию в брюшной полости и в полости матки. Операции часто совмещают, когда пациентки обследуются по проблемам бесплодия. Также целесообразно проводить их вместе ещё и потому, что лапароскопию и гистероскопию можно сделать под одним наркозом.

— Гистероскопия — это безболезненная процедура? Что чувствует пациентка во время неё?

— Существует так называемая офисная гистероскопия, которая может выполняться в амбулаторных условиях: вводится тонкий эндоскоп диаметром 4-5 мм, который не требует расширения цервикального канала. Им можно осматривать полость матки без обезболивания, либо с применением местной анестезии. А вот гистерорезектоскопия выполняется под внутривенным обезболиванием: здесь требуется расширение цервикального канала, также необходимо проводить резекцию тканей. При использовании наркоза женщина комфортно засыпает и не испытывает никаких неприятных ощущений.

— Нужна ли какая-либо подготовка к гистероскопии?

— Эта процедура особой подготовки не требует. Необходимо, чтобы пациентка не принимала никакой пищи и воды за 4 часа до процедуры. Иногда мы рекомендуем очистительную клизму, если есть проблемы со стулом.

— Сколько длится процедура?

— Это всегда индивидуально. При диагностической гистероскопии — пять минут. В большинстве случаев — около десяти минут. В сложных случаях, например, при удалении крупного субмукозного миоматозного узла (т. е. расположенного под слизистой оболочкой матки) процедура может продолжаться от тридцати минут до часа.

— Как долго в большинстве случаев длится восстановительный период?

— В целом, процедура достаточно комфортная. После проведения гистероскопии женщина не теряет трудоспособность. Иногда наблюдаются небольшие ноющие боли в нижних отделах живота, так как при проведении гистероскопии в полость матки вводится физиологический раствор, который через маточные трубы забрасывается в брюшную полость. Раствор слегка раздражает брюшину, и пока эта жидкость не всосётся, женщина иногда ощущает тяжесть, дискомфорт. Выделения из половых путей после гистероскопии зависят от объёма оперативного вмешательства. Если процедура диагностическая, будут наблюдаться скудные сукровичные выделения в течение нескольких дней. Если удалялся миоматозный узел, выделения будут более обильными.

— Что нельзя делать после гистероскопии?

— Не рекомендуется принимать горячие ванны, посещать бани, сауны. Пока не закончатся выделения из половых путей, мыться можно только под душем. Стоит воздержаться от половой жизни, физических нагрузок, не пользоваться тампонами. Длительность зависит от устраняемой патологии: избегать этих действий нужно от двух недель до месяца.

— На какой день цикла рекомендуется проводить гистероскопию? Делают ли её при месячных?

— Плановую гистероскопию при менструации не делают, так как отторгающийся эндометрий мешает нормальному обзору. Лучшее время для процедуры — первая половина цикла. После того, как слизистая оболочка матки отторгается, хорошо видно патологические структуры. Если женщина обращается с проблемами бесплодия, рекомендуется проводить обследование на 7-11 день цикла.

При наличии кровянистых выделений гистероскопию выполняют только по экстренным показаниям, например, во время кровотечения, сопровождающего гиперплазию эндометрия.

— Для чего делается гистероскопия перед процедурой экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)?

— Перед ЭКО она нужна для выявления и устранения внутриматочной патологии, которую не всегда можно выявить, например, при ультразвуковом исследовании. При проведении гистероскопии можно, например, увидеть спайку, которая будет препятствовать прикреплению плодного яйца, очаги эндометриоза, оценить эндометрий. Описывается так называемый скретчинг-эффект, когда за счёт микротравм эндометрия при проведении гистероскопии повышается процент вероятности прикрепления эмбрионов к слизистой оболочке матки.

— Радмила Борисовна, могут ли возникнуть осложнения во время или после этой процедуры?

— После операции возможно развитие любых общехирургических осложнений, в том числе кровотечения, инфекционного процесса, тромбоэмболии.

Инфекционные осложнения могут возникать через несколько дней или недель после операции. Лечение инфекционного осложнения может проводиться медикаментозно или хирургически. Чтобы избежать осложнений, назначаем профилактическую антибактериальную терапию.

Во время проведения операции могут произойти травмы и разрывы шейки матки, перфорация (прободение) матки гинекологическим инструментом, что иногда требует дополнительного экстренного оперативного вмешательства.

Записаться на приём к врачу-гинекологу в «Клиника Эксперт» Иркутск можно здесь
ВНИМАНИЕ: услуга доступна не во всех городах

Миома: удалять или нет? Когда поможет миомэктомия?
Болезнь-загадка: что такое эндометриоз?

Радмила Прохоренко гинеколог

Прохоренко Радмила Борисовна

1996 г. – Выпускница ИГМУ по специальности «Лечебное дело».

1998 г. – окончила интернатуру («Акушерство и гинекология»).

2017 г. – НЦАГиП им. В.И. Кулакова Минздрава России, обучение в рамках реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

2017 г. – тренинговый курс по лапароскопии.

2017 г., 2018 г. – курсы повышения квалификации по нескольким направлениям.

В настоящее время – руководитель гинекологического направления, врач акушер-гинеколог «Клиника Эксперт» Иркутск. Принимает по адресу: г. Иркутск, ул. Кожова, 9А.