Лапароскопия в гинекологии: когда она применима?

Чичинов Игорь
01 августа 2020
Лапароскопия в гинекологии: когда она применима?

Операции на органах живота, малого таза без... разреза? То, что когда-то могло быть сюжетом разве что фантастического рассказа, сегодня реальность. Тема нашей статьи – лапароскопия. О её применении в гинекологической практике мы побеседовали с врачом-гинекологом «Клиника Эксперт» Иркутск Радмилой Борисовной Прохоренко.

— Радмила Борисовна, насколько часто применяется лапароскопия в гинекологии? Что представляет собой этот метод?

— Это современный хирургический метод, который широко используется в лечении многих болезней органов брюшной полости, в том числе и гинекологических. Главная его особенность заключается в том, что он малоинвазивен, манипуляции проводятся с помощью эндоскопических инструментов. Сначала в передней брюшной стенке формируются небольшие отверстия. Затем в них вставляют специальные полые трубки – троакары. Через троакары вводят инструменты и миниатюрную камеру.

Диагностическую лапароскопию проводят, если другие методы диагностики оказались неэффективны. Например, при подозрении на внематочную беременность, при синдроме хронических тазовых болей, бесплодии неясного происхождения. Во время процедуры выявленная патология устраняется, и, таким образом, диагностическая лапароскопия переходит в лечебную.

— Применяется ли лапароскопия при женском бесплодии?

— Да, очень широко. Наиболее распространённая форма женского бесплодия – трубно-перитонеальная, при этом производят лапароскопическое рассечение спаек, пластику маточных труб. При выраженных структурных изменениях маточных труб их удаляют.

Также одной из причин бесплодия может быть синдром поликистозных яичников. В данном случае при неэффективности гормонального лечения пациенткам выполняют дриллинг (точечный прокол) яичников лапароскопическим доступом.

Ещё одна из причин бесплодия – малые формы эндометриоза. Они могут приводить к иммунологическому бесплодию. В таком случае эти очаги иссекаются посредством лапароскопического доступа. В дальнейшем женщина получает гормональное лечение.

— Сравнительно распространённая гинекологическая патология – миома матки. Используется ли лапароскопия при лечении этого заболевания?

— Да, для удаления миомы. Это называется лапароскопическая миомэктомия. Как её делают? Принцип операции тот же. Через небольшие отверстия в стенке живота в брюшную полость вводится специальный инструментарий. С его помощью рассекают серозную, мышечную оболочку матки. Миоматозные узлы извлекаются, после чего стенку матки ушивают.

Подробнее об удалении миомы матки читайте нашу статью: Миома: удалять или нет? Когда поможет миомэктомия?

— Используется ли лапароскопия при удалении матки?

— Да. Таким способом можно сделать ампутацию матки (удаление её без шейки), экстирпацию матки (удаление матки с шейкой) как с придатками, так и без них. Для этого нужны хорошие хирургические навыки и специальное оборудование (морцеллятор), которое позволяет измельчить и через 11-миллиметровый троакар извлечь наружу ампутированный орган.

— Какой наркоз применяют в гинекологии при лапароскопии?

— Это эндотрахеальный наркоз с использованием миорелаксантов. Пациентка во время хирургического вмешательства самостоятельно дышать не может, за неё это делает аппарат искусственной вентиляции лёгких.

— Как доктор решает, что женщине лучше всего подойдёт лечение именно с помощью лапароскопического метода?

— Если есть возможность, лучше делать операцию именно лапароскопическим доступом, поскольку это сопряжено с малой операционной травмой, меньшим болевым синдромом и кровопотерей, быстрой реабилитацией, меньшей вероятностью возникновения рубцов и инфекционных осложнений. Однако есть здесь и свои противопоказания.

— Какие?

— Ещё буквально 20 лет назад одним из противопоказаний была однократно перенесённая операция на животе. Сейчас ситуация изменилась, подход к выбору метода лечения определяется индивидуально в каждом конкретном случае. Например, если у женщины в анамнезе было какое-то серьёзное хирургическое вмешательство (удалялась часть кишечника, был разлитой перитонит либо большая кровопотеря, то есть когда мы подозреваем массивный спаечный процесс в брюшной полости), то лапароскопический метод противопоказан. Неосложнённая аппендэктомия или кесарево сечение, конечно, не являются противопоказанием.

Также к противопоказаниям относятся: выраженное ожирение либо истощение пациентки (кахексия), коагулопатия (нарушение свёртываемости крови), болезни сердечно-сосудистой и дыхательной систем, поздний срок беременности, острые инфекционные заболевания.

Записаться на приём к врачу акушеру-гинекологу в «Клиника Эксперт» Иркутск можно здесь

Болезнь-загадка: что такое эндометриоз?
Кому поможет гистероскопия?

Радмила Прохоренко акушер-гинеколог

Прохоренко Радмила Борисовна

Выпускница Иркутского государственного медицинского университета по специальности «Лечебное дело» 1996 года.
В 1998 г. окончила интернатуру по акушерству и гинекологии. В разные годы проходила повышение квалификации.
В настоящее время – руководитель гинекологического направления, врач акушер-гинеколог «Клиника Эксперт» Иркутск. Принимает по адресу: г. Иркутск, ул. Кожова, 9А.